Развивающая предметно-пространственная среда — часть образовательной среды, представленная
специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития» (пункт 3.6.3 ФГОС дошкольного образования)
Функции развивающей предметно- пространственной среды:
развивающая
образовательная
воспитательная
стимулирующая
коммуникативная
ФГОС п.3.3. Требования к развивающей предметно-пространственной среде:
полифункциональная
трансформируемая
вариативная
доступная
содержательно-насыщенная
безопасная
Полифункциональность:
возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, дет ской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;
наличие полифункциональных предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
Трансформируемость:
возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
Вариативность:
наличие различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных ма териалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
периодическая сменяемость игрового материала;
появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и
исследовательскую активность детей.
Доступность:
доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
свободный доступ детей, в том числе детей с ограни ченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.
Насыщенность среды:
соответствие возрастным возможностям детей;
соответствие содержанию программы;
разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:
— игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
возможность самовыражения детей.
Безопасность:
соответствие всех ее элементов требованиям по обес печению надежности и безопасности их использования.
все материалы и оборудование должны иметь сертификат качества, отвечать гигиеническим требованиям.
Возрастные особенности в организации
развивающей предметно- пространственной среды:
Младшая группа
РППС максимально приближена к семейным условиям;
количество игрушек в соответствии с количеством детей, размер – крупный.
Средняя группа
количество игрушек регулируется реальными потребностями;
наборы для режиссерской игры, костюмы, игровые атрибуты.
Старшая группа
размер игрушек уменьшается;
технические характеристики игрового материала усложняются;
модули для построек;
игровые наборы разных тематик;
настольные игры и игры с правилами.
Подготовительная группа
создание игрушек и игрового материала своими руками;
наборы для шитья, творчества, конструирования.

Группы

Помещения

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ