В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования особое внимание уделяется психолого — педагогическим условиям.
Основной целью системы психолого-педагогического обеспечения педагогического процесса в МБДОУ, выступает создание условий, направленных на полноценное психофизическое развитие детей и обеспечение их эмоционального благополучия.
Программа МБДОУ «Детский сад №9 «Россиянка» предполагает создание следующих психолого-педагогических условий, обеспечивающих развитие ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями и интересами:
- Личностно-порождающее взаимодействие взрослых с детьми, предполагающее создание таких ситуаций, в которых каждому ребенку предоставляется возможность выбора деятельности, партнера, средств и пр.; обеспечивается опора на его личный опыт при освоении новых знаний и жизненных навыков.
- Ориентированность педагогической оценки на относительные показатели детской успешности, то есть сравнение нынешних и предыдущих достижений ребенка, стимулирование самооценки.
- Формирование игры как важнейшего фактора развития ребенка.
- Создание развивающей образовательной среды, способствующей физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности.
- Сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и продуктивной (производящей субъективно новый продукт) деятельности, то есть деятельности по освоению культурных форм и образцов и детской исследовательской, творческой деятельности; совместных и самостоятельных, подвижных и статичных форм активности.
- Участие семьи как необходимое условие для полноценного развития ребенка дошкольного возраста.
- Профессиональное развитие педагогов, направленное на развитие профессиональных компетентностей, в том числе коммуникативной компетентности и мастерства мотивирования ребенка, а также владения правилами безопасного пользования Интернетом, предполагающее создание сетевого взаимодействия педагогов и управленцев, работающих по Программе.
Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области. Повышению качества образовательной работы с детьми способствует рационально организованная в группах развивающая среда, создающая условия для совместной деятельности детей и педагогов и позволяющая варьировать способы и формы организации их жизнедеятельности. Эффект и поддержка положительного эмоционального фона создается за счет вариативного и рационального использования помещений — как групповых комнат, так и помещений ДОУ в целом.
Все сотрудники создают и поддерживают доброжелательную атмосферу в группе, что способствует установлению доверительных отношений с детьми:
— общаются с детьми дружелюбно, уважительно, вежливо, ласково;
— поддерживают доброжелательные отношения между детьми;
— голос взрослого не доминирует над голосами детей, в группе наблюдается естественный шум;
— взрослые не прибегают к негативным дисциплинарным методам, которые обижают, пугают или унижают детей;
— в индивидуальном общении с ребенком выбирают позицию «глаза на одном уровне»;
— учитывают потребность детей в поддержке взрослых;
-чутко реагируют на инициативу детей в общении, учитывают их возрастные и индивидуальные особенности;
— уделяют специальное внимание детям с особыми потребностями;
— при коррекции поведения детей чаще пользуются поощрением, поддержкой, чем порицанием и запрещением.
Психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса в ДОУ осуществляется педагогом – психологом. http://mdourossianka.ru/roditelyam/stranichka-psixologa.
Для получения без дискриминации качественного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья созданы необходимые условия для диагностики и коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных психолого-педагогических подходов и наиболее подходящих для этих детей методов, способов общения и условий, в максимальной степени способствующих получению дошкольного образования, а также социальному развитию этих детей, в том числе посредством организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
При реализации основной образовательной программы допускается проведение оценки индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).
Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
2) оптимизации работы с группой детей.
При необходимости используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей), которую проводят квалифицированные специалисты (педагог-психолог, учителя — логопеды).
Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей).
Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.
Наполняемость группы определяется с учетом возраста детей, их состояния здоровья, специфики Программы.
Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают:
1) обеспечение эмоционального благополучия через:
— непосредственное общение с каждым ребенком;
— уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;
2) поддержку индивидуальности и инициативы детей через:
— создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
— создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
— недирективную помощь детям;
— поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.);
3) установление правил взаимодействия в разных ситуациях:
— создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья;
— развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;
— развитие умения детей работать в группе сверстников;
4) построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (далее — зона ближайшего развития каждого ребенка), через:
— создание условий для овладения культурными средствами деятельности;
— организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей;
— поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства;
— оценку индивидуального развития детей;
5) взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
В целях эффективной реализации основной образовательной программы созданы условия для:
1) профессионального развития педагогических и руководящих работников, в том числе их дополнительного профессионального образования;
2) консультативной поддержки педагогических работников и родителей (законных представителей) по вопросам образования и охраны здоровья детей, в том числе инклюзивного образования (в случае его организации);
3) организационно-методического сопровождения процесса реализации Программы, в том числе во взаимодействии со сверстниками и взрослыми.
Система комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями речи.
Коррекционно-развивающее направление образовательного процесса в МБДОУ «Детский сад №9 «Россиянка» представлено двумя направлениями: логопедическая коррекция и коррекционно-развивающая работа педагога-психолога.
Содержание образовательного процесса в группах компенсирующей направленности определяется следующими программами:
- «Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. – 3-е изд., перераб. И доп. В соответствии с ФГОС ДО. – СПб. ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015. – 240с.
- Комплексная программа дошкольного образования: «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой – Москва, «Мозаика – синтез», 2014 г.
Цель: формирование и развитие речи детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР).
Задачи:
- Практическое усвоение детьми лексических и грамматических средств языка.
- Совершенствование и развитие имеющейся у детей разговорной речи.
- Формирование правильного произношения: воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношение, слоговой структуры слов, фонематического восприятия.
- Подготовка к освоению грамоты.
Основные направления коррекционно-развивающей деятельности.
- Диагностика речевых нарушений и особенностей интеллектуального развития ребенка.
- Ежегодное обследование речи детей 5—6 лет (по плану) и обследование речи детей 3-5лет (по запросу родителей) с целью оказания своевременной логопедической помощи ребенку, имеющему речевые нарушения.
- Анализ медицинского и педагогического анамнеза, заключений врачей, результатов диагностики, проводимой психологами и педагогами.
- Обследование детей с нарушениями речи в условиях ППк.
- Динамическое наблюдение за ребенком с речевыми проблемами в процессе коррекционного обучения и воспитания.
- Организация коррекционно-логопедической коррекционно-развивающей работы.
- Комплектование подгрупп для коррекционно – развивающей деятельности.
- Оформление документации.
- Составление планов коррекционно-развивающей работы.
- Создание коррекционно-развивающей среды в кабинете логопеда и педагога-психолога
- Коррекционно-педагогическая деятельность.
- Ведение логопедической работы по формированию, развитию всех компонентов речевой деятельности.
- Предупреждение вторичных отклонений, обусловленных первичными речевыми нарушениями.
- Развитие когнитивных функций и произвольной сферы дошкольников
- Профилактическая и консультативная работа.
- Предупреждение нарушений речи у дошкольников: выявление факторов риска в развитии речи, охрана нервно-психического здоровья и т.д.
- Оказание консультативной помощи родителям, дети которых имеют проблемы в развитии речи.
- Методическая помощь педагогам ДОУ по вопросам профилактики речевых нарушений, коррекции речи.
- Повышение профессионального мастерства участников коррекционно-педагогического процесса.
- Самообразование по вопросам оптимизации методов и содержания коррекционно-развивающей работы.
- Участие в работе методических объединений.
- Своевременное прохождение аттестации с целью повышения уровня квалификации, профессионализма.
- Разработка и совершенствование педагогических, коррекционных и диагностических методик.
- Участие в выставках, семинарах, конференциях по проблемам коррекции психофизических недостатков детей.
- Анализ результатов коррекционно-педагогической работы.
- Изучение выводов и рекомендаций ППк .
- Составление индивидуальных коррекционных планов на каждого ребенка.
- Внедрение новых технологий, вариативных форм оказания коррекционно-логопедической помощи.
- Взаимодействие учителя — логопеда, воспитателей, психолога и других профильных специалистов по преодолению отставаний в речевом и психофизическом развитии детей.
- Привлечение родителей к участию в коррекционной работе с детьми с целью закрепления умений и навыков, полученных ими на логопедических занятиях.
- Участие в работе психолого-педагогического консилиума МБДОУ.
- Подведение итогов логопедической работы за год на педагогическом совете.
- Информирование родителей о результатах коррекционной работы по формированию правильной речи у детей.