На днях учителя-логопеды провели, ставший уже традиционным в детском саду, семинар-практикум, посвящённый развитию речи, а в частности, приёмам обогащения и активизации словаря дошкольников.
Уровень развития словаря — это, пожалуй, главный критерий оценки развития речи ребёнка, и от того, насколько он сформирован зависит и формирование личности в целом. Для того, чтобы в дальнейшем грамотно передавать свои мысли, вести диалог, уметь самостоятельно составлять текст и просто успешно обучаться в школе, необходимо в дошкольный период ребёнку овладеть определённым уровнем словарного запаса. Однако, многие педагоги отмечают, что в речи детей преобладает предметный словарь и лишь незначительный процент составляет лексика атрибутивная (имена прилагательные), глаголы, служебные слова. Эти слова труднее усваиваются, особенно, если задействован в этом процессе только слуховой анализатор. Недостаточно, чтобы ребёнок только слышал новые слова от окружающих его людей. Так они будут лишь пассивным его «багажом». Необходимо вводить этот материал в активный словарь ребёнка, стимулируя его многократное использование самим ребёнком в разных речевых ситуациях.
Педагогам были предложены новые пособия и интерактивные игры, максимально способствующие интеллектуальному и эмоциональному развитию, побуждающие к развитию речи, накоплению словарного запаса. Это игры на активизацию обобщающих понятий, упражнения на расширение представлений о переносном значении слова, игры с многозначными и сложными словами, словами-антонимами и синонимами. Используя их ежедневно в общении с детьми, в режимных моментах и непосредственной образовательной деятельности, мы можем значительно активизировать словарь дошколят и расширить тем самым возможности наших воспитанников в будущем.
Учитель-логопед Воронова Н.Н.