Детский сад №9 «Россиянка» был принят в эксплуатацию в октябре 1981 года, а 25 апреля 1982 года воспитанники впервые переступили порог дошкольного учреждения.

За это время коллектив добился значительных достижений.

1996 год – Лауреат II степени областного конкурса «Молодые таланты Подмосковья».

1998 год – Победитель конкурса «Экологическое воспитание детей в дошкольных учреждениях Московской области».

2008 год – Грамота УМЦ Образовательной системы «Школа 2100» за активную работу и высокие результаты в освоении принципов и технологий ОС «Школа 2100».

2009 год – Лауреат Всероссийского конкурса «Лучший детский сад наукограда» в номинации «Дошкольное учреждение, эффективно реализующее программу «Патриотическое воспитание граждан РФ».

2010 год – Победитель Всероссийского конкурса «К здоровой семье – через детский сад» в номинации «Лучший детский сад наукограда».

2010 год – Учреждению присвоен статус методического центра по Образовательной системе «Школа 2100».

2010 год – Лауреат II степени Всероссийского конкурса на приз Союза развития наукоградов России «Мы наследники наукограда».

2010 год – Победитель городского конкурса на лучшее мероприятие, посвященное 50-летию г.Протвино.

2011 год – Лауреат II Всероссийского конкурса «К здоровой семье через детский сад» в номинации «Родительский университет».

2011 год – Участник Федерального эксперимента Минобрнауки РФ и УМЦ Образовательной системы «Школа 2100» по теме «Обеспечение преемственности между дошкольным и начальным образованием в условиях введения ФГОС и ФГТ».

2012 год – Участник XX Международных Рождественских образовательных чтений.

2012 год – Лауреат Всероссийского конкурса «Педагогические инновации» в номинации «Ребенок в высокотехнологическом обществе».

С 1985 года коллектив детского сада успешно возглавляет заведующий высшей квалификационной категории Глазунова Римма Сергеевна.

С 2005 года планирование образовательной деятельности осуществляет старший воспитатель высшей квалификационной категории Барановская Оксана Александровна.

В детском саду 12 групп, которые посещают 260 детей. В учреждении работают 37 педагогов, из них с высшей категорией 16 человек, с первой – 9, со второй – 10. Высшее профессиональное образование имеют 19 педагогов.

По сей день работают сотрудники — «первооткрыватели»: Фирсова Н.И., Супрун В.А., Козырева Н.В., Ивушкина М.А., Мальцева Т.П., Власова Л.Н., Великанова А.И., Саблюкова А.А., Ламзина В.П., Шкуропацкая Л.М., Захарова В.С., Остапенко Г.Н. На протяжении более 25 лет трудятся Иванова И.Е., Матюшина Н.И., Журавлева А.И., Дранникова В.П., Довгаль Л.Н.

Заслуженными ветеранами являются Бабкина Г.Н., Трифонова А.Г., Кулакова Т.Ф., Королева Л.А., Аржакова Т.В., Казакова Н.А., Керсанова В.П.

Основная цель педагогов дошкольного учреждения – максимальное раскрытие индивидуального потенциала каждого ребенка, воспитание здоровых детей, как физически, так и нравственно. Сад, в котором растут дети, должен иметь не только свое неповторимое лицо, но и развивающую среду, соответствующую требованиям социума в условиях наукограда, позволяющую наиболее полно реализовать поставленную задачу.

Изначально обживая здание типовой конструкции, рассчитанное на 14 групп, имея в наличии только музыкальный зал, медицинский кабинет и кабинет методиста, коллектив пришел к пониманию необходимости создания и переоборудовании части помещений. Таким образом, в 1986 году с целью сохранения и укрепления физического и психического здоровья воспитанников, а также формирования у каждого ребенка потребности в здоровом образе жизни была разработана базовая оздоровительная программа учреждения и оборудован физкультурный зал, где Спиридонова Н.В. проводит различные мероприятия оздоровительной направленности с детьми и взрослыми. Здесь же функционируют кружки по ОФП и теннису (от городской детско-юношеской спортивной школы). В фитобаре «Пчелка Майя» дети принимают кислородные коктейли, травяные чаи и лимонно-фитонцидные настойки. Вся оздоровительная работа проходит под чутким контролем медицинских работников: Якушиной Н.А., Захаровой В.С., Остапенко Г.Н., Новиковой О.В.

Поэтическое название детского сада «Россиянка» изначально предопределило направление патриотического воспитания, ведь как корабль назовешь, так он и поплывет. Нравственно-патриотическое воспитание – длительный, кропотливый процесс, проходящий красной нитью через все виды деятельности. Содержание и планирование работы, развивающую среду, формы организации образовательного процесса коллектив разрабатывал и совершенствовал в течение всего времени. Одна из форм ознакомления детей с родным краем, воспитания любви к нему – организация комнаты русского быта «Горница», открытая в 1986 году.

Здесь проводятся тематические занятия, досуги, народные праздники, развлечения, викторины на знание русских традиций и устного народного творчества, посиделки, чаепития с родителями, встречи с интересными людьми, выставки работ детей по ручному труду, экскурсии.

В рамках работы по этому направлению педагоги приглашают воспитанников на экскурсии в картинную галерею со сменными тематическими экспозициями, организуют конкурсы «Юный экскурсовод», где дети сами проводят беседы для ребят среднего возраста.

В центре нравственно-патриотического воспитания дети знакомятся с государственной символикой, с портретом президента страны, учатся ориентироваться по карте Российской Федерации.

В нашем саду на протяжении 25 лет ведется большая кропотливая работа по формированию основ гражданственности, формированию социальных навыков у детей на основе взаимодействия с семьями воспитанников и социумом города. Накопленный опыт обобщен в проекте «Три поколения», состоящем из двух направлений: «Слава защитникам Отечества!» и «Мы – дети наукограда». В ходе реализации проекта воспитанники посещают образовательные учреждения города, предприятия и учреждения обслуживания и знакомятся с профессиями жителей города воочию. Это способствует формированию социальных компетенций воспитанников и овладению педагогами проектной деятельностью.

Живя в «зеленой жемчужине России», городе науки, нельзя не уделять особое внимание вопросам экологического воспитания. Эколого-информационный центр «Росинка», открытый в 1987 году и с любовью называемый детьми «живой уголок» содержит представителей животного и растительного мира, мини-коллекции камней, семян растений, образцов почв. Хозяйка центра Сальникова В.В. создает условия для наблюдения за разнообразными обитателями: рыбами, птицами, сухопутными и морскими черепахами, кроликами, шиншиллой, морскими свинками, хомяками, лягушками. Формированию у детей интереса к природе, навыков бережного отношения к ней способствуют походы и целевые прогулки в лес, опытническая деятельность, экологические проекты «Жизнь дерева», «С заботой обо всем живом», предусмотренные в программе экологического воспитания Н.А.Казаковой «Мы – дети природы».

Воспитанники сада имеют возможность не только раскрыть свои способности, но и исправить недостатки в развитии речи. Для этого в 1990 году были открыты 2 логопедические группы, в которых коррекционную работу осуществляют учителя-логопеды Глазунова Ж.Н., Воронова Н.Н.

Незабываемую творческую атмосферу удалось создать в центре развития «Самоцветик», который начал функционировать с 1997 года. Особое настроение возникает в кабинете педагога-психолога Забелиной О.А., когда дети проходят через «разноцветный дождь» из ленточек по релаксационным дорожкам, погружаются в «сухой» бассейн, рассматривают свое отражение в «кривых» зеркалах или уединяются в уютном шатре. Погружаясь в мир игры, дети расширяют первоначальные представления о себе и других людях.

Одно из самых красивых и многофункциональных помещений – изостудия. Помимо традиционных форм работы (подгрупповых занятий по изодеятельности, выставок, мастер-классов) здесь организуются литературные чтения, встречи с интересными людьми, видеосалон, юбилеи сотрудников, чаепития «У самовара» с ветеранами Великой Отечественной войны, труда и тружеников тыла, проходящие в рамках «Встречи трех поколений», семинары и педсоветы. Свой разносторонний талант художника, дизайнера-оформителя и педагога дарит всем Денисова Н.П.

Три кита творческого развития воспитанников, без которых, на наш взгляд не обходится не одно дошкольное учреждение – это музыка, движение, театр. Эти направления встречаются, пересекаются и объединяются в работе музыкального зала, как в непосредственно образовательной деятельности, так и в работе разнообразных кружков дополнительного образования: хорового, театрального, фольклорного, танцевального, ритмики и вокальной группы «Россиянка» сотрудников учреждения. Полученные под руководством Кубик О.А., Лим Т.К., Стрелковой Л.Ю. навыки дети демонстрируют не только родителям и гостям учреждения на праздниках, но и выездных концертах для сотрудников и ветеранов Великой Отечественной войны и труда завода «Прогресс», празднике для выпускников профессионального лицея №57 «Последний звонок», торжественных мероприятиях на Рубеже обороны г.Протвино «День призывника» и «День Победы», выступлениях в честь Дня города. Воспитанники детского сада ежегодно являются лауреатами городского Фестиваля искусств «Протвинская капель».

Нельзя не сказать о сложившихся красивых традициях учреждения: функционирование клуба сотрудников «Россиянка» для проведения конкурсов профессионального мастерства, организации досуга; конкурсы для девочек «Сударушка», для мальчиков «Удалец-молодец!», для семей «Дружная семья»; встречи с ветеранами и жителями микрорайона «Три поколения», «Пасхальный перезвон», «Песни у костра»; творческие встречи с авторами программ и методических пособий (Г.Ванюхиной, Е.Кочемасовой, В.Гербовой, В.Коваленко).

При отсутствии логопедических противопоказаний знакомство с английским языком начинается, когда старшие дошкольники приходят в гости к Винни Пуху. Этот кабинет, хозяйкой которого является Зиновьева М.С., так и называется «В гостях у Винни Пуха». Герой во многом помогает детям, но иногда создает и проблемные ситуации, которые ребята с радостью помогают ему разрешить.

Каждый уголок детского сада, на наш взгляд, должен способствовать эстетическому развитию ребенка, формировать его личностные и патриотические чувства. Так родилась идея создания в коридорах сада картинной галереи, центра патриотического воспитания, экспозиции по сказкам А.С.Пушкина, «сельской улицы», стены сказок.

Шагая по ступенькам, дети не просто идут в группы, а поднимаются по лестнице знаний, узнавая цифры, буквы, рассматривая выставки творческих работ воспитанников. Все группы имеют свой неповторимый облик как в цветовом, эстетическом, так и тематическом оформлении. Отсюда и их название: «Аистята», «Муравьишки» (самые маленькие жители детского сада, за которыми заботливо ухаживают Беленова Г.Л., Назарова Л.А., Крылова Н.В., Бондаренко Л.Д.); «Буквоежка», «Веселая шумейка» (логопедические группы, в которых много лет добросовестно трудятся Супрун В.А., Фирсова Н.И., Матюшина Н.И., Ивушкина М.А.); «Кря-кря», «Добродушки» (где особое внимание уделяют вопросам нравственного воспитания Ерицян С.М., Макеева Т.М., Жданова Т.С., Никулина Э.Ф.); «Солнышко», «Почемучки», «Меморинка» (группы, работающие с превышением образовательного стандарта на основе рабочих программ Великановой А.И., Власовой Л.Н., Ивановой И.Е., Костюк Т.В., Киселкиной Г.Л. и участием молодых специалистов Иснюк А.П., Стеблецовой Т.П.); «Родничок» (творческая группа с элементами Монтессори, где трудятся Борисевская Н.Е., Надысева А.В., Щеглова Е.А.); «Умки», «Светлячки» (в которых художественное творчество – любимое занятие детей благодаря Беловой Г.К., Дмитриевой Е.Н., Еремизиной А.В., Столбовой О.С.). Каждый уголок сада создавался с любовью и заботой. Об этом может сказать любой, кто работает в детском саду.

Построенное воспитательно-образовательное пространство позволяет наиболее полно реализовать направления педагогической деятельности, отраженные в лицензии учреждения: физкультурно-спортивное, коррекционно-развивающее, нравственно-патриотическое, экологическое. Опираясь на «Программу воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, творческие педагоги разрабатывают парциальные программы по разным направлениям. В этой связи хочется отметить творческие труды Глазуновой Р.С., Барановской О.А., Великановой А.И., Власовой Л.Н., Забелиной О.А., Ивановой И.Е., Ивушкиной М.А., Костюк Т.В., Кубик О.А., Лим Т.К., Супрун В.А., Стрелковой Л.Ю., Фирсовой Н.И., Холоминой В.А., Щегловой Е.А.

В 2008г. была разработана программа развития учреждения «Работать на перспективу – растить гармоничную личность», в которой отражены основные направления деятельности детского сада:

1. Сохранение, укрепление и развитие здоровья дошкольников.

2. Формирование гармонично-развитой, социально-активной, творческой личности ребенка посредством интеграции различных видов деятельности в зависимости от способностей и здоровья воспитанника с учетом запроса семьи.

3. Повышение квалификации педагогических работников посредством обеспечения инновационного и научно-исследовательского характера деятельности дошкольного учреждения.

4. Обеспечение преемственности на основе создания единого образовательного пространства «детский сад – гимназия – вуз».

5. Обеспечение высокого уровня готовности к школе выпускников детского сада посредством взаимодействия с семьями и школой.

6. Взаимодействие с социумом наукограда для формирования профидентичности и социальных компетенций воспитанников.

7. Повышение качества ресурсного обеспечения воспитательно-образовательной системы образовательного учреждения.

Систему социального взаимодействия нашего учреждения составляют различные организации. Педагоги осуществляют сотрудничество с Российским обществом социологов и Союзом развития наукоградов России, на заседаниях которых проводят презентацию опыта работы учреждения в соответствии с тематикой заседаний круглого стола.

Коллектив детского сада тесно взаимодействует с гимназией, что позволяет добиваться высоких результатов при подготовке детей к школе. Совместно с педагогами гимназии был создан алгоритм преемственности, включающий создание совместного методобъединения воспитателей и учителей, принятие единой системы целей и содержания образования на стыке двух ступеней, освоение комплекса технологий.

Также сотрудничество осуществляется с филиалом «Протвино» Международного университета природы, общества и человека «Дубна», МУ «Центр молодежных инициатив», РГСУ, учреждениями дополнительного образования города, ГБОУ НПО ПЛ № 57, советом ветеранов Великой Отечественной войны и труда, ЗАО «Протвинский опытный завод «Прогресс» и др.

Опыт работы нашего учреждения транслировался в периодических изданиях «Мозаика-Синтез», сборнике трудов V Международной научно-практической конференции «Информационные и коммуникационные технологии в образовании, науке и производстве», СМИ города.

Но, как говорится на Руси, «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Итак, приглашаем в гости в наш любимый детский сад «Россиянка»: 142281, Московская область, г.Протвино, Лесной бульвар, д.22, тел. (4967) 74-04-07, email: mdourossianka@ mail.ru.